ПОМИНАЛЬНЫЕ ДНИ

Из глубокой древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем в отдельности нарочитое поминовение в особо важные дни, ближайшие к его кончине, — панихиды (богослужения по усопшим). Это 3-й, 9-й, 40-й дни по кончине (считая от первого дня смерти включительно).

Церковь считает, что благодаря ее молитвам умершие грешники могут получить облегчение или освобождение от загробных мучений. Согласно христианскому верованию, Церковь установила ряд молений о «упокоении» умерших и о даровании им «милости Божией и царства небесного». Напутствие в загробную жизнь молитвами Церкви возможно как ежедневное поминовение умершего, годичное, даже вечное. Обычно сразу же после смерти заказывается сорокоуст. Основной смысл такого поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении 40 литургий. Сорокоуст — это 40 литургий. Поэтому, если поминовение началось не в самый день кончины, или если оно совершалось не непрерывно, то оно продолжается и после 40 дня. Сам же 40-й день обычно отмечается в свое время.

Панихида и домашняя молитва за усопшего, милостыня и пожертвование на церковь — все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Многие, утверждает Церковь, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Чтобы заказать поминовение во время Божественной литургии, нужно прийти в церковь до начала службы и заказать обедню об упокоении (назвать полное имя умершего) . После службы взять просфору и дома съесть ее на голодный желудок в память об усопшем.

Поминовение усопших в третий день после смерти совершается потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого духа, Бога единого в Троих. Кроме богословского поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда св. Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом. Получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса, для поклонения Богу всяческих».

По свидетельству Макария Александрийского, в течение первых двух дней после смерти душа еще пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает привычные ей места. И только на третий день она возносится на небеса для поклонения Богу. В этот день, который называется третинами, поминают усопшего, молятся за его душу (служат панихиду) и предают его земле. В этот же день душе предстоит пройти так называемые «мытарства» — падшие духи («мытари») пытаются перехватить восходящую к Богу душу, уличая ее в совершенных (и несовершенных) грехах. А грехов у каждого немало — пустословие, ложь, клевета, чревоугодие, лень, воровство, жадность, зависть, высокомерие, злоба, блуд, прелюбодеяние, жестокость… Во время осознания своих грехов, падений и уклонений — своеобразного суда над собой — душе очень важно не отдаться в отчаянии падшим духам — наставникам всякого зла на Земле. Поэтому ей так нужны защитники не только небесные, но и земные — люди, которые любят почившего, помнят его добрые дела. Молитвы родственников и близких с просьбой о прощении грехов умершего помогают душе легче пройти эти испытания в «поднебесной стране» — в жилище злых духов, бесов.

Искренним покаянием соделанные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются.

После такого тяжелого восхождения следует поклонение Богу. По Его указанию следующие шесть дней душа умиротворяется рассматриванием «райских обителей». На девятый день после разлучения с телом она вновь предстает перед Богом. И оставшиеся на Земле благодаря своим молитвам вновь выступают в роли «адвокатов». После второго поклонения Богу душе на протяжении 30 земных дней показывают ад со всеми его муками. И наконец, в сороковой день душа в третий раз предстает перед Богом, и праведный Судья определяет по делам ее земным дальнейшее местопребывание. Таким образом, сороковой день, или «СОРОЧИНА», — это день частного суда, на котором определяется участь души в загробной жизни. Другими словами, в этот день усопшие завершают свой жизненный путь и получают воздаяние — свой загробный жребий. И в этот день им очень важна помощь Церкви и родственников.

Церковь не молится за человека, покончившего жизнь самоубийством. Если же самоубийца до своей смерти находился под наблюдением врача и совершил этот поступок в невменяемом состоянии, нужно принести документ, свидетельствующий о его болезни.

Молиться за самоубийцу разрешено только матери, дома. Милостыню же за такового можно подавать, но, не называя имени умершего самоубийцы.

Дома молиться можно и за крещенных и за некрещеных, но в церкви — только за крещенных.

Издавна идет обычай называть покойников — своих и чужих, старых и малых — родителями. А в некоторые дни — особенно субботы — совершается вселенское поминовение умерших. Эти дни получили название родительских суббот.

Православной Церковью установлено поминать умерших родных и близких в каждую субботу недели.

Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются 5 Вселенских суббот: 1) Мясопустная родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста). В этот день Св. Церковь молится за всех православных христиан, умерших неестественной смертью: во время войны, землетрясений, наводнений и т. д. 2) Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днем Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи). 3) Родительские 2, 3, 4-я субботы Великого Поста. Вместо ежедневного поминовения умерших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого Поста, Св. Церковь совершает усиленное поминовение в эти три субботы.

Частные родительские дни

1) Вторник Фоминой недели (Радоница) — второй вторник после Пасхи.

2) 11 сентября, в день Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение воинов, павших за отечество на поле брани. Установлено по указу Екатерины II, во время войны с турками.

3) Димитриевская родительская суббота (совершается за неделю до 8 ноября — дня великомученика Димитрия Солунского). Установлена великим князем Димитрием Донским после победы на Куликовом поле.

В эти дни закажите о своих близких, родных обедни или проскомидию (греч. — приношение). Это листок с заголовком «Об упокоении», в котором перечисляются имена умерших (крещенных и не покончивших жизнь самоубийством).

В эти дни посетите могилы, придите в церковь, помолитесь во время панихиды об их упокоении.

«Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».

Смотри также «ПОМИНАЛЬНЫЙ СТОЛ», «ПОМИНАЛЬНЫЕ ТОСТЫ», «ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ», «СОВРЕМЕННЫЕ ПОХОРОНЫ», «ЭТИКЕТ ТРАУРА»